Корпоративное право

Новые полномочия местной власти в отношении частного бизнеса

Указ Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2025 года № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов» вступил в силу с 1 марта 2025 года.
Для владельцев частного бизнеса нововведения, определенные данным Указом, имеют важные последствия, особенно в части новых полномочий местных властей по участию в управлении.

1. Одним из ключевых моментов Указа является, что с 1 марта 2025 года председатели исполкомов (районных, городских (городов областного подчинения)) осуществляют обязательное согласование кандидатур на:

  • руководителей расположенных на соответствующей территории организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций (их структурных подразделений) по перечню, определяемому соответствующим исполкомом;
  • заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности соответствующего района, города, по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня;
  • главных специалистов расположенных на соответствующей территории сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня;

При этом для руководителей такое согласование потребуется не только для назначения, но и для продления, расторжения трудовых договоров (контрактов).

Важно отметить, что согласование будет требоваться не для всех организаций. Местные власти будут утверждать соответсвующие перечни компаний, руководителей и сотрудников которых необходимо согласовывать.

Скорее всего, в этот перечень попадут те организации, которые имеют существенное значение для региона, например: крупные предприятия, оказывающие влияние на бюджет, занятость населения и инвестиционную активность.

2. Еще одним важным моментом является возможность местных властей влиять на приостановление и прекращение деятельности бизнеса. Согласование соответствующих исполкомов потребуется для следующих решений:

  • прекращение деятельности остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов;
  • приостановление деятельности организации, ее филиала (его структурного подразделения) или иного подразделения (его структурного подразделения);
  • перевод более 25 % работников организации на неполное рабочее время;
  • предоставление более 25 % работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
  • в случае нахождения более чем 25% работников в целодневном (целосменном) простое.

3. Кроме того, председатели исполкомов получили право издавать обязательные для исполнения распоряжения, требовать устранения нарушений законодательства

Председатели исполкомов базового уровня в пределах компетенции получили полномочия:

  • издавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками соответствующего исполкома, нижестоящими исполнительными и распорядительными органами, расположенными на соответствующей территории организациями, их должностными лицами и иными гражданами, которым они адресованы;
  • выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, расположенных на соответствующей территории иных организаций, их филиалов (их структурных подразделений) или иных подразделений (их структурных подразделений):

1) о привлечении к дисциплинарной ответственности работников организаций;
2) об устранении нарушений прав, свобод и (или) законных интересов граждан, нарушений требований законодательства в виде несоблюдения порядка назначения на должность, необеспечения здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.

Невыполнение принятых в пределах компетенции нормативных правовых актов исполнительных и распорядительных органов руководителями организаций, их филиалов (их структурных подразделений) или других подразделений (их структурных подразделений), расположенных на соответствующей территории, а также иными работниками при осуществлении должностных обязанностей является грубым нарушением трудовых обязанностей. Следовательно, за такое нарушение виновное лицо может быть уволено по п. 1 ч. 1 ст. 47 ТК.

Невыполнение письменных требований (предписаний) председателей исполкомов базового уровня влечет административную ответственность.

Что это значит для владельцев бизнеса?

Для владельцев частных компаний важно быть готовыми к этим изменениям и учитывать дополнительные требования при управлении своим бизнесом. Это касается как принятия решений о кадровых перестановках, так и ряда изменений в деятельности компании.

Не забывайте, что игнорирование новых правил может привести к административной ответственности, а также к трудовым последствиям для ваших сотрудников (увольнению работников за грубое нарушение трудовых обязанностей).

Следовательно, для успешного ведения бизнеса в условиях новых регуляций рекомендуется тщательно следить за требованиями законодательства и учитывать их в процессе управления компанией.