Блог

Как установить режим коммерческой тайны в организации: ключевые моменты

Чтобы защитить коммерчески ценные сведения, руководители зачастую прибегают к механизму установления в организации режима коммерческой тайны.

В настоящей статье я расскажу, как, с точки зрения законодателя, юридически корректно ввести режим коммерческой тайны в организации.

Что такое коммерческая тайна?
Согласно абз. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне) под коммерческой тайной понимаются сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям данного Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Например, коммерческая информация о партнерах (контрагентах), получаемых и предлагаемых заказах и предложениях, фактах подготовки и ведения переговоров с контрагентами; техническая информация о логинах, паролях и пр.

При этом следует отметить, что не вся информация может быть отнесена ее владельцем к коммерческой тайне.

Так в соответствии со ст. 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

  • не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
  • имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;
  • не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

Ключевое положение, на которое хотелось бы обратить внимание, — это обязательное наличие коммерческой ценности для обладателя коммерческой тайны, т.е. в случае, если обладание ей позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду.

Кроме того, законодатель определяет и широкий перечень сведений, которые ни при каких обстоятельствах не могут составлять коммерческую тайну (ст. 6 Закона о коммерческой тайне), например:

  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • являющиеся врачебной, адвокатской, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайной;
  • о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним идр.
Как установить режим коммерческой тайны в организации?
На основании ч. 1 ст. 4 Закона о коммерческой тайне правовая охрана коммерческой тайны возникает с момента установления в отношении сведений, соответствующих требованиям ст. 5 данного Закона, режима коммерческой тайны и не прекращается до тех пор, пока охраняемые сведения соответствуют этим требованиям и действует установленный режим коммерческой тайны.

Кроме того, в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности.

При этом режим коммерческой тайны включает в себя следующие меры:

  • ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с носителями коммерческой тайны, а также контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне;
  • регулирование отношений, связанных с доступом работников к коммерческой тайне, на основании трудового договора (контракта), а также на основании обязательства о неразглашении коммерческой тайны, дополнительно заключаемого по требованию нанимателя с работником, получающим доступ к коммерческой тайне;
  • регулирование отношений, связанных с доступом контрагентов к коммерческой тайне, на основании гражданско-правового договора;
  • определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Алгоритм установления режима коммерческой тайны в организации.
С учетом положений ст. ст. 1, 5 и 8 Закона о коммерческой тайне алгоритм установления режима коммерческой тайны в организации следующий.

Шаг 1.Определить состав сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны.

Шаг 2.Принять совокупность мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности:

1) Ограничить доступ к коммерческой тайне.

2) Организовать учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне.

3) Оформить отношения с работниками, которым предоставлен доступ к коммерческой тайне.

4) Предусмотреть и закрепить обязанность контрагентов, связанных с доступом к коммерческой тайне, по сохранению коммерческой тайны.

5) Определить работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Наряду с указанными мерами владелец коммерческой тайны вправе применять не запрещенные законодательством технические средства и методы защиты информации, а также другие меры, не противоречащие законодательству.

С какого момента режим коммерческой тайны считается установленным в организации?
Исходя из содержания ч. 1 ст. 8 Закона о коммерческой тайне, режим коммерческой тайны в организации будет установлен только после определения владельцем сведений, составляющих коммерческую тайну, и принятия всей совокупности предусмотренных указанным Законом мер по защите коммерческой тайны.
Хозяйственная деятельность